Главная » Статьи » Мои статьи |
Рубцову.
Я хочу рассказать о стихотворении, которое произвело на меня
самое сильное впечатление из всего что-либо читанного мной в русской поэзии.
Выражаясь грубо, но предельно точно, въехал я в него не сразу. Первое прочтение
в далёкой уже молодости этого широко известного произведения Николая Рубцова
запомнилось и, конечно, оставило глубокий след в моей русской душе. Но
осознание поэтики рубцовского шедевра, так сказать, на интеллектуальном уровне
восприятия пришло уже позже, когда я уже серьёзно стал заниматься
стихосложением. Стихотворение совсем небольшое по объёму - всего четыре
катрена:
Стихотворение написано классическим пятистопным ямбом. Использована
традиционная наиболее употребительная рифмовка строк: АВАВ. Да, стихи
напевные... Да, рифмы не стертые, присутствуют и весьма изощрённые неточные
рифмы. Да, слова и выражения просты и доходчивы... Но в чем же заключена
завораживающая поэтическая сила этого стихотворения?.. Исключительно красив,
сложен и глубок образ, созданный поэтом относительно простыми техническими
средствами. Я бы даже сказал, изощрённый в своей кажущейся простоте образ! Он
возник и оформился в своем художественном развитии уже в первой редакции
стихотворения:
Любопытно, что замысел "Звезды полей" Рубцова возник не
самостоятельно, а под влиянием другого стихотворения известного поэта -
Владимира Соколова: Владимир Соколов
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ
Рубцов нашел у Соколова идею красивого образа и красивое название "Звезда
полей", и, видимо, в благодарность за редкую находку посвятил уже свою
"Звезду полей" Владимиру Соколову. Но затем посвящение снял... Как-то
само собой укоренилось незамысловатое объяснение этому факту: поссорились, мол,
два поэта. Думается, что и этот мотив присутствовал. Однако есть и главный
мотив: "звезда полей" у Соколова не оригинальная! Осколок песни поэт
Соколов не сочинил сам и не подслушал, собирая фольклор. Осколок песни про
звезду полей он без особых церемоний взял из текста "Конармии" Исаака
Эммануиловича Бабеля. Правда, у Бабеля эта песня не донская, как у Соколова, а
кубанская... Мне не удалось обнаружить следов этой народной песни в интернете.
А оставленное нам Паустовским воспоминание о том, как он с Бабелем якобы
распевал эту народную песню лишь вызывают улыбку. Профессиональный кудесник
слова - Паустовский не смог вспомнить из горячо полюбившейся приятелям (Бабелю
и Паустовскому) песни ни буквой больше, чем напечатано дважды в бабелевской
коротенькой новелле:
Скорее всего, перед нами любопытная литературная игра- мистификация Бабеля, в
которую охотно включился и Паустовский. Скорее всего, талантливый прозаик
Бабель сочинил самостоятельно эти две строки, полностью процитированные в
стихотворении Соколова. На мой субъективный взгляд, ничего ценного, за
исключением двух строк, сочиненных, по всей видимости, Бабелем, в стихотворении
Владимира Соколова нет. Вместо непреходящих поэтических ценностей наблюдается
каша плохо взаимосвязанных мыслей и корявых тропов, слегка напоминающая лёгкий
бред. А строка "Мне нужен черный хлеб, как белый снег пустыне..."
чудесным образом заставляет меня вспомнить о ненужности пассатижей в женской
бане. Однако вернёмся к поэзии Рубцова! Теперь сопоставим первоначальную редакцию стихотворения и канонический его текст, всем нам знакомый. Проделана очень серьёзная работа по окончательной огранке! Рубцов оставил главное и отсек всё лишнее - слетела крыша! Исчезли малосущественные подробности далёких мест, откуда можно разглядеть звезду. ( Для себя заметим, что довольно неуклюжая бабелевская "печальная рука" была отсечена уже в первой редакции стихотворения Рубцова.) Поэт сконцентрировался на главном - своей поразительно художественной находке: на ночной яркой звезде, отражающейся в студёной полынье. Почему звезда, а не луна, например? Это просто. Звезда - указатель судьбы. Звезда полей... Но и без всяких полей - просто про звезду - у нас имеется прекрасный старинный романс , написаный аж в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Приведу авторский текст Чуевского, присовокупив к нему последовавшие искажения-доработки безымянных авторов:
Полагаю, что такое количество доработок обусловлено не столько несовершенством
изначальных стихов Чуевского, сколько удивительно точным попаданием
самодеятельного стихотворца Чуевского самой темой романса и обозначенным в нём
образом в самое сердце русских людей. Сравниваешь простенький, бесхитростный
текст этого романса, например, с вышеприведённым "навороченным"
стихотворением Владимира Соколова, и понимаешь, как трудно написать что-либо
действительно самобытное и убедительное про звёзду. Рубцову это удалось через
край: на его стихотворение "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" написано несчетное
количество разной музыки! Думаю, что время лучшего музыкального воплощения этих
рубцовских стихов ещё не настало. Но продолжим сопоставление первой редакции и окончательного текста стихотворения... О какой именно звезде на небе написал Рубцов? Подобный вопрос поставит в тупик самого благодарного слушателя великого романса "Гори, гори, моя звезда". В окончательном тексте стихотворения "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" Рубцов сумел дать однозначный ответ: Сириус! Почему Сириус? После Солнца и Луны Венера - самый яркий небесный объект. Эту звезду (точнее, планету) можно увидеть только после захода Солнца на западе или перед восходом солнца на востоке. В рубцовской же "ЗВЕЗДЕ ПОЛЕЙ" читаем:
Сириус у Бунина угадывается из текста стихотворения. Но Бунин не случайно прямо
указал на звезду в самом названии своего стихотворения - для сомневающихся. У
Рубцова описание Сириуса много точнее. Замечу, и художественнее...
Почему же всё-таки у Рубцова звезда полей, а не просто звезда, как у Бунина? Или, к примеру, не звезда лесов? В России лесов не меньше, чем полей... Поле - это образ -напоминание о трудах человеческих, о поприще и предназначении человека. Ибо без трудов человеческих поле у нас довольно быстро зарастает кустарником и лесом или, в лучшем случае, на южных окраинах превращается в дикую степь. Вот мы и подошли к очень рубцовскому - к полынье... Прекрасная картина двух звёзд: одна на небе, а другая в виде отражения на земле сближает это стихотворение Рубцова с философской лирикой его любимого поэта - Федора Ивановича Тютчева. У Рубцова в этом стихотворении сложился, возможно, самый глубокий, я бы сказал, самый диалектический образ во всей русской поэзии. Небесная возвышенность помыслов о предназначении человека отражается в трагизме его земных испытаний... Полынья, или естественная прорубь во льду, не означает в наших сонниках ничего хорошего… Оказаться во сне в проруби — значит пережить достаточно сильное потрясение. И смотрите: именно о "минутах потрясений" говорит лирический герой рубцовского стихотворения! Ночная полынья - трагический, ужасный сюжет в душах нашего народа. Полынья сама по себе исключительно опасна. Вспомним, например, кошмарную леденящую душу Дорогу жизни в блокадный Ленинград. Но полынья ночью - это ещё и тайное злодейство и сокрытие жертв этого злодейства в ледяной воде. Вспоминаются зверства Ивана Грозного. Вспомннается трагическая и глубоко запавшая в память народа кончина славного адмирала и великого патриота России - Колчака, по преданиям очень любившего петь романс "Гори, гори, моя зезда". Вы скажете, образ звезды, отражающейся в полынье, мог случайным образом возникнуть и у просто способного и наблюдательного стихотворца. Гениальность Рубцова выразилась с особой силой в самом художественном воплощении, в творческом развитии образа. Стихотворение прекрасно! А концовка его меня просто потрясает: " Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней..." В нынешние времена многие из нас ездили в Египет и невооруженным глазом наблюдали, как ярко и высоко над небосклоном восходит там Сириус - магическая звезда, по восходу которой тамошние жрецы предсказывали разлив кормильца египтян - Нила! Но у Рубцова в ненастной России звезла Сириус светит ярче, а цвет её свечения более насыщен (полней)... Полный абсурд! Да, с научной точки зрения. (Рубцовская Вологда находится у самого 57 градуса северной широты, выше которой созвездие Большого Пса уже целиком наблюдать не возможно, но его главная звезда - Сириус все еще видна в южной части неба вплоть до широт Петрозаводска...) Однако с точки зрения великого искусства - здесь Рубцов поднимается до гоголевских вершин русской поэзии: "Редкая птица долетит до середины Днепра". Вроде, полная чушь! Любая, умеющая летать, долетит... Гипербола... Зато какая!! Ничего не бывает случайного в поэзии: Рубцов знал и любил Гоголя. У него даже есть стихотворение про Николая Васильевича Гоголя, которое называется "Однажды"... Внутренняя правда художественного образа выше всех других правд - и здравого смысла, и исторической правды! Так по-гоголевски гениальный лирик Николай Михайлович Рубцов в своём стихотворении "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" сказал великую правду: правду про свою безграничную любовь к Родине. | |
Просмотров: 870 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |